Нэцкэ в виде тэнгу являлись оберегами праведных путников (хотя с X века считалось, что тэнгу сбивают с пути), а также способствовали борьбе с тщеславием (что объясняется ассоциацией тэнгу с гордыми монахами). Такие нэцкэ оберегали и воинов. Подобный вывод о положительном качестве тэнгу вытекает, скорее всего, из самой популярной легенды о тэнгу Содзёбо (главный тэнгу, который всегда изображается в виде старого горного монаха огромного роста), обучавшего Минамото Ёсицунэ боевому искусству. Апогеем развития становится ассоциация тэнгу с добрым божеством дорог Сарута-хико. Вследствие чего тэнгу, ранее изображавшийся в птицеподобном облике с клювом и крыльями, приобрёл человеческий нос, хотя и очень длинный.
читать дальше
Таким образом, чаще всего встречаются три варианта изображения тэнгу:
- птицеподобный
- антропоморфный
-маска тэнгу - Сарута-хико, которая может быть представлена самостоятельно или в составе композиции «Амэ-но Удзумэ (богиня радости) с маской тэнгу», как в данном случае.
По легенде, когда богиня солнца Аматэрасу укрылась в гроте, и наступила тьма, Амэ-но Удзумэ выманила её оттуда, исполнив непристойный танец. Поэтому с Амэ-но Удзумэ связывается эротическое изображение тэнгу в нэцкэ, где она, хихикая, поглаживает длинный нос маски, либо восседает на нём в самых разнообразных позах. Маски тэнгу с длинным носом, как правило, окрашивались в красный цвет, что также имело эротический подтекст.
В эпоху Мэйдзи (1867-1912 гг.) слово «тэнгу» приобрело разговорное значение – «бабник», которое, впрочем, сейчас считается устаревшим, однако живо выражение «тэнгу-банаси» (рассказы тэнгу) – хвастливые рассказы мужчин, желающих прихвастнуть успехами в сфере взаимоотношений с противоположным полом.
Интересный факт: вера в тэнгу была настолько сильна, что даже в 1860 году правительство Японии отправляло им официальное прошение освободить провинции, через которые проезжал сёгун.