В принципе, цирк принято считать местом, где смешно. Ну там собачки всякие, взлетающие под небо яркие булавы, красный нос клоуна. Или что попроще: торт в лицо, "пудовые" гири.
Мне повезло. Я дважды видел не смешной цирк. Первый раз несколько лет назад - китайский цирк. В нем нет ничего смешного. В нем есть отточенная годами с младенчества техника. В нем есть немыслимое совершенство тела. Совершенство, которое наверное в конце концов убивает. Это что-то вроде служение очень суровому и немилосердному богу. Поэтому пара выступлений "с шутками" смотрелись крайне нелепо и не органично, явно специально показанные "для европейских варваров", что бы они хоть что-то смогли переварить. Смотреть китайский цирк - это все равно что любоваться сталью.
А вчера в недетское время я видел недетский цирк. В рамках чеховского фестиваля в Коломенском выступает французский цирк Иси. Точнее сказать, там выступает француз - Жоан Ле Гийерм.
читать дальше
Пыльный круг сцены, нелепая сетка, рык "страшного" зверя в динамиках. И с ужасающим грохотом (ибо на ногах стальные туфли с длиннющими гибкими носами, тоже железными) то ли выходит дикарь, то ли людоед, то ли сумасшедший укротитель.... Грохот туфель, щелканье бича, странные звуки, которые он издает: бормотание, пофыркивание, принюхивание; вычурные, нелепые жесты. Во мне все бунтует. Где мои собачки в кружевных юбочках? Где хрупкая девушка с шестом в руках? Где сверкающие спицы велосипедов и эквилибристы на них, замершие в последний момент, чтобы не свалиться на ахнувших зрителей. Где все это? Где цирк?
Вместо этого пыльные геометрические фигуры из ткани, стальной неимоверно длинный прут, жестяные Кастрюли" - мусорные бачки, "веник" из спиц.... Что это? Зачем мне это все? Не лучше ли уйти?
Решаю не торопиться. Откидываю в сторону весь свой "цирковой опыт" И начинаю просто смотреть. Я не думаю, что это. Я просто смотрю. Это что-то новое. Зачем делать выводы? Зачем клеить таблички. И в этот момент происходит чудо. Пыльные тряпошные конструкции становятся зверями. Пирамида стала львом, в пасть которому этот безумный укротитель мусора засунул голову и поплатился за это. Это живому льву можно власть голову в пасть. Лев маленькое животное, он не может заглотить вас целиком и сразу. Но этот тряпошный монстр-пирамида во мгновение ока сожрал циркача целиком. С его драным грязным алым кафтаном длинной с зимнее пальто, с его железными туфлями, с его косичками и странными нечеловеческими звуками. Всего сожрал и стал явно переваривать. А потом... ну потом был то, что бывает в конце пищеварительного процесса. Дрессировщика "выделили" с хвостовой части монстра. Правда француз был целиковый, видимо абсолютно неперевариваемое существо, но выразительно обтирался.
Стальной прут стал змеей... питоном... удавом.. Француз боролся с ним, завязывал в морские узлы и наконец укротил полностью, заставив кататься по сцене, причудливо изгибаясь. А сам он прогибался под этими волнами стального змеиного тела, пропуская над собой.

Жестяные кастрюли, они же мусорные бачки, они же бачки для белья... помните? У некоторых в детстве такие были вместе с жестяной ванной для мытья детей.... Так вот все эти жестянки крутились, танцевали и гонялись друг за другом, а потом выстроились в пирамиду и были мистическим образом утянуты со сцены. И над всем этим царил француз. Сумасшедший гений, гениальные безумец. Его выносил на арену дикий необъезженный мустанг... высоченный железный веник из прутьев. Он брыкался, безуспешно пытаясь сбросить с себя мерзкого наездника, но человек победил.

В какой то момент на сцену выехала странная деревянная конструкция с толстыми горящими свечами. Над ними был укреплен обычный, хоть и довольно большой цветочный глиняный горшок. Что будет дальше? Он будет балансировать на этом горшке над свечами? Вот и девушка стоит рядом с лейкой. На всякий случай? чтобы если что загорится - полить? Кажется в этот момент у меня вскипали мозги и поливать надо было меня. Потому что француз стал.... сажать и выращивать Время. Иначе я не могу описать этот процесс. Он из лейки осторожно "наливал" в горшок песок, потом утрамбовывал в него горшок поменьше, снова "наливал" туда песок и так много раз. Наконец его растение дало всходы и сразу же плоды, минуя стадию цветения. У меня на глазах созрело Время и тонкой струйкой стало истекать на платформу со свечами.... горшки уходили один в другой.... Время текло....
Он ходит по сцене, закрыв половину лица лезвием топорики (для разделки птицы) в лезвии дырочка, через которую он может смотреть. Ребенок и глазок в двери... Любопытный ребенок, жестокий ребенок, ребенок который своим топориком ловит неосторожно пробегающие мимо деревянные пни и делает из них пирамиду... живые игрушки мертвого ребенка... мертвые игрушки живого ребенка... Потом топорик взлетает.... и падает... Ребенок удивлен. Он наклоняется над сталью, внимательно ее разглядывает, почти обнюхивает, также внимательно изучает деревянную колонну. В чем дело? Почему они не играют со мной так как мне хочется? Может попробовать еще раз? И снова блеск стали в воздухе и тупой удар о сцену. Опять внимательное принюхивание к игрушкам-объектам. Дети упорные существа. Этот не исключение, он много раз повторяет свою жестокую игру. Наконец топорик вонзается в верхушку деревянной пирамиды. Счастливое дитя опускает голову рядом... Правда мы славно поиграли?

Но во чтобы поиграть еще? Вокруг так много странных вытянутых предметов... Они сидят вокруг ребенка и кажется звучат? Но этот звук так невнятен... и ребенок протягивает через весь зал от одного зрителя к другому длинную нить... и мысли этих продолговатых предметов начинают звучать... слышно о чем думают предметы-люди. Тут голову дитя посещает интересная мысль... а что если пошутить? что если взять и перерезать ножницами мысль-нить? Надо только точно выбрать время и место... Легкое движение и звук мыслей стихает. Теперь все мысли принадлежат этому большому ребенку, теперь они его собственность. На всякий случай, чтобы кто-нибудь, найдя ножницы не выпустил эти мысли на свободу, ребенок прячет и ножницы, туда же куда спрятал все мысли, то есть в себя. Дети очень жадные и завистливые.
Но вот существо постарше и у него есть ручная дрессированная белая птица. Чайка? Он сам создал эту птицу-фантазию. Она перелетает с руки на руку, взлетает к небесам и возвращается в руки. Вдруг - выстрел. Человек понимает со сцены за лапку дохлую птицу. Смотрит... Зачем ему убитая мечта...
Это постоянное превращение живого в неживое и обратно и снова в неживое заставляет меня терять ощущение реальности. Что является критерием того, что Это является живым? Только наше субъективное отношение к Этому как к Субъекту, а не как к Объекту? Вероятно....
Под занавес на арене случился всемирный потоп. Разверзлись небеса и оттуда хлынул божественный свет, который грозил затопить все вокруг и все уничтожить. Француз строит корабль. Но это не было подражанием Ноеву Ковчегу. Ноев Ковчег предназначен для того, чтобы плыть по воде. Француз же строит воздушный корабль. Несколько досок "переплетаются" между собой. Все остальные доски "сплетаются" с этой основой и скрепляются веревкой, все они устремлены в небо, вся конструкция закручивается в спираль. Он и корабль парят в воздухе, Деревянное сооружение покачивается в потоках воздуха. Его капитан и матрос в одном лице ходит с палубы на палубу. Он балансирует на воздушных волнах.
Я перестаю различать себя как объект или субъект, я становлюсь воздухом, в котором парит этот безумец.... как он это делает - это его Секрет.
Немного официальных ссылок
www.ng.ru/culture/2009-07-13/6_ici.htmlwww.timeout.ru/text/show/161439/www.rbcdaily.ru/2009/07/10/lifestyle/422433
Это ты цветы ему или мне?)))
мрррр)